В конце августа президент России Владимир Путин поддержал идею нижегородского губернатора Глеба Никитина дать регионам полномочия по полному запрету вейпов. Инициатива будет опробована в тестовом режиме в Нижегородской области. Кроме того, как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, после решения президента в ближайшие два месяца депутаты могут выйти на принятие законопроекта о полном запрете продажи таких устройств в России.
Эта мера, по замыслу авторов, призвана остановить эпидемию потребления никотина среди подростков. Но в Чайковском, где сегодня работают порядка пятнадцати вейп-шопов, к инициативе относятся неоднозначно.
Статистика тревожит
По данным аналитиков FinExpertiza, в 2024 году электронные курительные девайсы использовали 4,4% российского населения старше 15 лет – это 5,3 млн человек. Однако, как отмечает главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Галина Сахарова, основными потребителями являются подростки: «После появления вейпов в 2011 году число подростков с признаками никотиновой зависимости выросло в десять раз. Среди взрослых электронные сигареты используют менее 10%, причём после 35 лет распространённость резко снижается».
Чем опасны вейпы?
Минздрав России категорически настаивает на сокращении потребления вейпов. Исследования показывают, что даже безникотиновые жидкости содержат токсичные вещества:
• формальдегид и акролеин – повреждают лёгкие;
• диацетил – вызывает popcorn lung (облитерирующий бронхиолит);
• никотин в любом виде – вызывает зависимость и нарушает развитие мозга у подростков.
Сладкие ароматизаторы маскируют опасность, делая вейпы особенно привлекательными для молодёжи.
Мнение взрослых
Если ограничение введут, то купить девайсы и жидкости к ним будет намного сложнее. Но не все верят в эффективность запретительных мер. Скептически настроен 23-летний Сергей, который считает, что эта инициатива приведёт к обратному эффекту: «Запрет приведёт к подпольному рынку. Вместо качественных устройств люди будут покупать кустарные, которые могут взрываться. Это не решение проблемы, а её усугубление».
С ним согласна и Марина (28 лет), наблюдающая за проблемой изнутри в силу того, что работает учителем. Она уверена, что одного лишь запрета недостаточно: «Вижу, как школьники прячут вейпы в рюкзаках. Запрет нужен, но без просвещения он не сработает. Дети должны понимать, что это не мода, а зависимость. Мне кажется, что запрет приведёт к подпольному рынку. Ранее такое случилось со снюсом. В итоге несовершеннолетние всё равно покупают этот товар, но через друг друга или старших товарищей, которые также достают их незаконным путём».
Для взрослых курильщиков, как Анна (29 лет), запрет станет личной проблемой, которая заставит искать обходные пути: «Боюсь, что запрет сделает вейпы ещё более привлекательными для подростков. Нужна не запретительная, а разъяснительная работа. Я сама курю вейп, и когда прихожу за жидкостью, возле магазина всегда толпа подростков. Они просят купить, я всегда отказываю, но ведь находятся и те, кто покупает им. Я буду курить, несмотря на запрет. Если ограничение коснётся Пермского края, то есть соседние регионы. В крайнем случае – онлайн-магазины. Я не могу перейти на сигареты, хотя знаю, что они менее вредны и опасны, так как работаю с людьми и не хочу пахнуть табаком».
Мнение несовершеннолетних
А что же думают те, ради кого, по задумке, и вводится запрет? Для таких подростков, как Кирилл (16 лет), это не станет преградой: «Парю уже год. Если запретят, буду заказывать через знакомых или в Интернете. Просто так не брошу».
Школьница София (17 лет) подтверждает: привычки подростков от запрета не изменятся, просто уйдут в тень: «Многие мои одноклассники перешли на вейпы с сигарет, чтобы скрыть курение от родителей. В моём классе есть мальчик, которому родители сами покупают «электронки» за успехи в учёбе. Думаю, после запрета просто будут парить тайком».
Владелец одного из местных вейп-шопов, пожелавший остаться анонимным, видит в законопроекте угрозу для легального бизнеса и предупреждает о последствиях: «Мы всегда проверяем паспорта у покупателей, но не все коллеги так делают. Полный запрет – это удар по легальному бизнесу. Вместо этого нужно ужесточить контроль за продажами и повысить штрафы для нарушителей. Иначе рынок уйдёт в подполье, и качество продукции станет непредсказуемым».
С этим согласна и эксперт, психолог Чайковского филиала Центра общественного здоровья, психолог Надежда Романова. Она подчёркивает, что ключ к решению проблемы не только в запретах, но и в масштабной разъяснительной работе: «Запрет должен сопровождаться масштабной просветительской кампанией. Подростки часто не осознают рисков, а сладкие ароматизаторы делают вейпы особенно привлекательными для молодёжи».
Если законопроект примут, Чайковский, как и другие города, столкнётся с новыми вызовами: ростом нелегального рынка и необходимостью усиления контроля. Пока же дискуссия между сторонниками и противниками запрета продолжается, и к ней присоединяются всё новые голоса.
Людмила Мамаева