Как карта ляжет


Как карта ляжет
Жители Чайковского продолжают жаловаться в соцсетях и не только на фактическое отсутствие безналичной оплаты проезда в городских автобусах. Один из таких постов, вызвавших бурное обсуждение, был опубликован в марте в группе ВК «Подслушано Чайковский». Его автор, пожелавший остаться неизвестным, рассказал о том, что он намеревался оплатить проезд банковской картой, но кондуктор автобуса №1 отказала ему, хотя «терминал лежал у нее под носом». Мужчина не имел при себе наличных денег, и в итоге ему пришлось идти два километра до дома пешком, неся тяжелую сумку. Аналогичный пост, уже с видеозаписью, появился в той же группе 3 апреля.
Мы попытались разобраться в том, обязаны ли кондукторы принимать оплату по безналичному расчету, и как быть, если пассажиру отказывают в оплате проезда банковской картой.

С какой стороны посмотреть
Согласно законодательству, с одной стороны, пассажир имеет право на выбор формы расчетов с перевозчиком: наличными или безналичными средствами. С другой, в Чайковском городском округе отсутствует муниципальный общественный транспорт, поэтому перевозками занимаются частные компании и предприниматели по нерегулируемым тарифам. В таких условиях оплата через терминал не является обязательным требованием по законодательству, отмечают в администрации округа. Несмотря на это, на сегодняшний день перевозчики по собственной инициативе оборудовали терминалы безналичной оплаты в 31 автобусе.

В период с 2025-го до 2030 года в Чайковском запланирован переход на регулируемые тарифы. Это будет происходить по мере окончания у частных перевозчиков свидетельств на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам по всем маршрутам. При переходе на регулируемый тариф требование установки терминала безналичной оплаты будет обязательным для заключения муниципального контракта на осуществление перевозок. Это означает, что предприниматель не сможет заключить муниципальный контракт, если не оборудует свой транспорт системами безналичного расчета.

Не обязаны, но сделали
Одним из предприятий, подключивших для удобства пассажиров систему безналичной оплаты проезда в своих автобусах, является ООО «Механика» (обслуживает маршруты №№ 1, 2, 2К). Как рассказал его директор Михаил Шубин, оплата по банковским картам принимается через валидаторы. Эти приборы считывают электронные социальные проездные документы у льготников и учащихся, а также имеют функцию эквайринга (технология безналичного приема платежей с использованием банковских карт и систем бесконтактной оплаты). «Валидаторы работают от сети сотовой связи, как любой смартфон, – поясняет Михаил Шубин. – А мобильный интернет у нас порой оставляет желать лучшего. Во-первых, все транзакции проходят очень долго, во-вторых, каждый день зависают сами валидаторы. Как правило, это происходит в часы пик: утром, в обед и вечером. Каждый день их приходится перезагружать по два-три раза, то есть несколько часов эти приборы находятся в нерабочем состоянии».

За услугу эквайринга чайковские перевозчики платят комиссию в размере трех процентов от цены билета, то есть примерно 1 рубль с каждых 35 рублей. Таковы условия компаний, предоставляющих в аренду валидаторы, предназначенные для работы с социальными проездными документами. В коммерческих банках комиссии за эквайринг существенно ниже. «Поэтому мы сейчас ведем переговоры с несколькими банками, которые готовы предоставить нам валидаторы именно для приема безналичной оплаты, – рассказывает Михаил Шубин. – Если всё сложится удачно, уже в апреле мы будем работать с новым оборудованием, которое, надеемся, позволит практически бесперебойно принимать оплату банковскими картами».

Также ООО «Механика» рассматривает возможность установить на конечной автобусной остановке «Площадь Уральская» точку доступа Wi-Fi, чтобы в случае зависания валидаторов их можно было бы перезагрузить и вернуть в работу значительно быстрее, чем сейчас.

Найти понимание
О тех же самых проблемах, связанных с неустойчивой мобильной связью и интернетом, говорит Александр Тебеньков, заместитель директора ООО «МАН АВТО» (городские автобусные маршруты №№ 6 и 17), представитель ИП А.Н. Мищихин (маршрут № 16Л). «Возможность безналичной оплаты проезда в наших автобусах есть, но, к сожалению, воспользоваться ей можно не всегда, – поясняет Александр Николаевич. – Первая причина в том, что не везде нормально работает мобильный интернет. Вторая – оборудование у нас такое, что каждую транзакцию обрабатывает около пяти секунд. Когда в час пик в автобус заходит несколько человек, процесс оплаты существенно затягивается. Кроме того, валидаторы считывают далеко не все карты. Также случаются сбои в самой системе приема платежей. Но, несмотря на все сложности, мы стараемся «обилечивать» пассажиров по безналу».

По словам Александра Тебенькова, ситуация осложняется тем, что некоторые пассажиры в момент сбоя в работе оборудования начинают возмущаться и заявляют, что у них при себе нет наличных средств. Объяснить человеку в такой момент, что здесь нет вины перевозчика, бывает очень сложно. В итоге – разгоревшийся конфликт, потрепанные нервы как у самого пассажира, так и у кондуктора, работу которого и без этого не назовешь слишком легкой.

«Если в магазине у покупателя не прошла оплата картой, ему никто бесплатно товар не даст, – добавляет Александр Тебеньков. – А в автобусе человек начинает требовать, чтобы его везли бесплатно. Такое отношение, конечно, огорчает. Потому что никто нам денег на установку систем безналичной оплаты не дает, мы всё это оборудуем за свой счет для удобства наших пассажиров».

Компромисс – дело тонкое
Как уже было сказано выше, закон не обязывает перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам, предоставлять пассажирам возможность безналичной оплаты проезда. Поэтому перед тем, как сесть в автобус, гражданам пока еще необходимо заранее готовить разменную монету. «Пассажир должен ознакомиться с правилами проезда, – говорит Михаил Шубин. – Если, например, он прочитал, что ООО «Механика» не обязано принимать безналичные платежи, у него есть вариант дождаться следующего автобуса и поехать на нем. Но, к сожалению, и там из-за технических проблем могут не принять оплату картой».

Возвращаясь к мартовскому посту в соцсети «ВКонтакте», добавим несколько комментариев горожан оттуда: «Ситуации создаются людьми и решаются людьми. Видела несколько раз, как проезд оплачивали переводами, если терминала нет в автобусе». «В случае, если кондуктор не принимает оплату картой, я спрашиваю у пассажиров, может ли кто-то выручить наличкой? Ни разу не отказывали. В народе ещё есть доброта».

Информация
Нерегулируемый тариф не подвергается государственному контролю и устанавливается перевозчиком на основе его коммерческих интересов.
Регулируемый тариф устанавливается органами государственной власти или местного самоуправления с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Информация
Вопросы, связанные с безналичной оплатой проезда в городском пассажирском транспорте, можно задать как самим перевозчикам, так и специалистам Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского округа (тел. 2-44-42, ул. Ленина, 67/1).

Диана Байдина
Фото автора 
Материал опубликован в № 12 от 27 марта 2025 г. в еженедельнике "Частный Интерес"


Поделиться